• Главная
  • Приветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Декабрь » 19 » Прокуратура Николаевского района разъясняет
07:42
Прокуратура Николаевского района разъясняет

«Административная ответственность органов контроля за нарушение прав предпринимателей»

Вот уже более четырех лет, начиная с середины 2010 года, действует административная ответственность для должностных лиц органов государственного контроля, которые не соблюдают требования федерального законодательства в ходе проверок представителей бизнеса.

Рассмотрим более подробно какой статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена данная ответственность и кто может возбуждать и рассматривать подобные административные дела.

Итак, частью 1 статьи 19.6.1 КоАП РФ «Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре)» предусмотрен закрытый перечень нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре), влекущих административную ответственность, а именно:

1. Проведение проверки при отсутствии оснований для ее проведения;

2. Нарушение сроков проведения проверки;

3. Отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры;

4. Привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций;

5. Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

1. Проведение проверки при отсутствии оснований для ее проведения.

К данной категории нарушений следует отнести плановые проверки, проведенные до истечения 3-х летнего срока со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, либо окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Кроме того, к данной категории нарушений следует отнести проверки, проведенные должностными лицами до истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

В эту же группу входят незаконные проверки, проведенные по обращениям и заявлениям граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, которые заведомо не содержат сведений о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо наступлении таких последствий.

2. Нарушение сроков проведения проверки.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ срок проведения выездной или документарной проверки не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. Превышение указанных сроков влечет ответственность по анализируемой статье КоАП РФ.

3. Отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры.

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 ст. 10 Закона, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрены два основания согласования внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, а именно поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 3 Таким образом, проведение внеплановой выездной проверки хозяйствующего субъекта без согласования с органами прокуратуры в тех случаях, когда такое согласование требуется, образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 19.6.1 КоАП РФ.

4. Привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций.

Федеральным законом № 294-ФЗ не допускается привлечение органами контроля (надзора) к проверке не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций. Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 689 утверждены Правила аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю, которые устанавливают порядок аккредитации граждан и организаций в качестве экспертов, экспертных организаций при проведении надзорными органами мероприятий по контролю. В соответствии с указанными Правилами аккредитация осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, уполномоченными на проведение соответственно государственного контроля (надзора), муниципального контроля с целью признания компетентности граждан и организаций в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю. Аккредитация осуществляется на заявленные виды деятельности. Свидетельство об аккредитации выдается на 5 лет.

Таким образом, привлечение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций образует состав рассматриваемого административного правонарушения.

5. Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

В соответствии с положениями Федерального закона № 294-ФЗ плановые проверки, по общему правилу, проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года, указанные планы проверок размещаются в сети Интернет.

Таким образом, проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок является грубым нарушением требований Федерального закона № 294-ФЗ и в силу ст. 20 названного Закона влечет недействительность результатов проверки.

Одновременно с указанными последствиями законодателем введена административная ответственность должностных лиц органов государственного контроля (надзора) за столь грубое нарушение требований Федерального закона № 294-ФЗ.

Следует обратить внимание, что субъектом данного состава правонарушения являются должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора).

Кроме того, статьей 2.5. КоАП РФ предусмотрено, что за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Статья 19.6.1 КоАП РФ в часть 2 статьи 2.5 КоАП РФ не включена.

Санкция части первой статьи 19.6.1. КоАП РФ предусматривает два вида административных наказаний: предупреждение и административный штраф в размере от трех до пяти тысяч рублей.

Следует отметить, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, либо грубое нарушения требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя органа государственного контроля или непредставление акта о проведенной проверке предусматривает административную ответственность по части 2 данной статьи КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

При определении повторности совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, следует исходить из смысла п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, согласно которому повторным совершением административного правонарушения считается совершение аналогичного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ. В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

И последнее, следует обратить внимание, что только прокурор имеет право возбуждать дела об административных правонарушениях по ст. 19.6.1. КоАП РФ.

Таким образом, если Вы полагаете, что должностные лица органов государственного контроля (надзора) преступили Закон, за защитой своих прав Вы можете обратиться в прокуратуру Николаевского района по адресу: 443810, Ульяновская область р.п. Николаевка, ул. Советская, д.56,  либо по электронной почте: nik@ulproc.ru

Помощник прокурора района советник юстиции  Ю.А. Берников

Категория: Прокуратура | Просмотров: 916 | Добавил: Администрация | Рейтинг: 0.0/0