• Главная
  • Приветствую Вас, Гость
Главная » 2024 » Февраль » 7 » Единый день безопасности несовершеннолетних.
09:34
Единый день безопасности несовершеннолетних.

В Ульяновской области Николаевском районе 10.02.2024 года проходит день безопасности несовершеннолетних по теме: «Предупреждение жесткого обращения с детьми.  Профилактика конфликтных ситуаций среди подростков в образовательных организациях».

Памятки для родителей «Жестокое обращение с детьми»

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями. Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

                     открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

                     угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

                     замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

                     преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

                     ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

                     однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

                     отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

                     отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

                     низкий уровень культуры, образования;

                     негативные семейные традиции.

Ответственность за жестокое обращение с детьми

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность: Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

Уголовная ответственность:  Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Примеры:

Гражданско-правовая ответственность: Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Признаки жестокого обращения с детьми

        Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы:

  • следы побоев, истязаний, другого физического воздействия (за совершение таких действий установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьями главы 16) следы сексуального насилия (ответственность за эти действия предусмотрена главой 18 Уголовного кодекса РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»);
  • запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
  • отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними (см. ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»);
  • систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.

       Если сотрудникам образовательного учреждения становится известен хотя бы один из перечисленных признаков, им следует направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком. Руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает об этом по телефону (а затем в течение одного дня направляет письменную информацию) в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.

      

Уважаемы родители ( законные представители) несовершеннолетних,

помните!!!

 Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и фрустрацию.

      Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. Учите своих детей, как вы хотите, чтобы они себя вели. Маленькие дети обычно не понимают, что они делают неправильно. Обязательно будьте последовательны в своих примерах.

Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы.

      Вы только заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. И следите за своими словами – они могут ударить еще сильнее.

Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить.

      Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну. Сделайте все возможное, чтобы правила были максимально простыми и соблюдались всеми членами семьи.

Физические наказания смещают понимание ребенком «правильного и неправильного».      

       Только подумайте - имеет ли смысл бить ребенка за то, что он только что ударил кого-то? Уведите, уберите ребенка с того места, где он только что кого-то ударил. Будьте последовательны и жестки (в следовании правилам). Каждый раз давайте ребенку знать: какое поведение вы от него ожидаете и что случится, если он не сделает этого (пойдет в свою комнату, не будет смотреть телевизор или потеряет какую-то другую привелегию).

Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить - это нормально и приемлемо.

       Дети будут думать, что это нормальная практика - добиваться желаемого с помощью насилия. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем – примите, покажите им, что вы принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно. 

Физическое насилие травмирует эмоции ребенка.

      Оно также может повлиять на успеваемость ребенка в школе и взаимоотношения с друзьями. Замечайте и поддерживайте все хорошее, что делает ваш ребенок. Дайте ему знать, что вы любите его просто за то, что он у вас есть.

Поведение детей, которых бьют, становится агрессивным и деструктивным.   

      Физическое насилие дает ребенку больше оснований для плохого поведения. Оно как бы учит их "ты плохой, поэтому ты можешь, имеешь право делать плохие вещи". Когда ребенок постарше делает что-то плохое, попробуйте использовать "тайм-ауты". Благодаря тайм-ауту, вы изолируете ребенка прежде всего от себя на несколько минут. Посадите его на стул или кресло, лестницу, или отведите в свою комнату. Пусть он вернется оттуда тогда, когда он сможет контролировать свои действия (но ребенок не должен оставаться там часами! Обычно тайм-аут длится несколько минут, до 10). При этом не забывайте поддерживать своих детей, когда они поступают правильно и делают хорошие вещи.

Физическое насилие не учит детей внутреннему контролю.

      Никогда не шлепайте ребенка. Ребенок, которого шлепают, никогда не научится управлять своим поведением: он всегда будет искать кого-то еще, кто бы говорил ему, что правильно делать, а что неправильно. Такие дети обычно руководствуются принципом: «Я не должен ничего делать, иначе меня накажут», вместо «я не должен делать плохие вещи, потому что они плохие». Ваши ожидания должны быть по максимуму четкими. Поощряйте своего ребенка, когда он дружелюбен и настроен на сотрудничество. Поддерживайте его, когда он делает свой собственный хороший выбор.

 Физическое насилие в любом виде пугает

      Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы - взрослый человек.

Иногда слишком уставший или встревоженный родитель начинает трясти

кричащего – как грудного возраста, так и старше. Так делать нельзя ни в коем случае - это может привести к слепоте, повреждениям мозга или даже смерти ребенка. Что делать?    

      Остановитесь! Если вас «достает» плач, обратитесь за помощью к другу, родственнику, соседке, попросите их посидеть с ребенком хоть десять минут, пока вы примете душ или просто выйдете на улицу, успокоитесь. Научитесь просить и принимать помощь других людей. В крайнем случае оставьте грудного ребенка в кроватке или манеже и уйдите в душ на 5 минут – пусть лучше ребенок плачет, чем вы причините ему непоправимый вред.

 Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное

                поведение «на людях».

      К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени выходит у них из-под контроля и это видят другие люди (а иногда и комментируют). И предпочитают прекратить это поведение с помощью насилия. Поймите, что как вам может быть неудобно, что ребенок раскапризничался на улице, в магазине, на празднике, ребенку в сто раз тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других (а что еще хуже - с одобрения чужих людей). Кроме того, вы таким образом даете понять ребенку, что его эмоции и его мнение ничего не значат для вас. Запомните – ребенок не может и не должен быть «удобен» окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в ящик или выключить.

       Постарайтесь подстроиться под ребенка, зная его расписание, пристрастия и заранее подумав, в каких случаях возможны конфликты. Даже если возникла непредвиденная ситуация, нет ничего страшного в том, что ребенок плачет или капризничает. Возьмите его на руки и идите домой, или отойдите в сторону, сядьте на лавочку и подождите, пока он успокоится. Стыдно должно быть посторонним наблюдателям, но не вам.
      Если вы думаете, что ваши собственные проблемы оказывают влияние на то, как вы воспитываете своего ребенка, остановитесь, подумайте и обратитесь за помощью. В Интернете можно найти группу поддержки и поговорить о своих проблемах - анонимно или даже найти локальную помощь в своем городе.

      Если вас наказывали в детстве, очень легко передать это поведение дальше. Вспомните, как вы себя чувствовали ребенком. А также попытайтесь найти время для себя. Вы почувствуете себя лучше и станете лучшим родителем своему ребенку.

 

          Тема профилактики конфликтов среди подростков не теряет своей актуальности долгие годы. Многие известные психологи и педагоги (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.В. Гришина, Г.С. Абрамова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.), сходятся во мнении, что именно общение со сверстниками является для подростка наиболее значимым и во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности, развития его личности.

Но неумение подростков выстраивать конструктивное общение, спокойно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, сдерживать свои эмоциональные порывы может приводить к конфликтам. Возникновению конфликтов в подростковом возрасте способствует подростковых кризис, который считается одним из самых острых и сложных. В период кризиса подросток характеризуется высокой эмоциональностью, придирчивостью к мелочам, высокой степенью агрессивности, упрямством и «взрывным характером», которые приводят к быстрому развитию конфликтов. Н.В. Гришина рассматривает конфликт как биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, при этом любая из сторон конфликта представлена активным субъектом.

Конфликты могут возникать у подростков в различных ситуациях. Например, когда подросток становится объектом буллинга (травли, издевательств, насмешек и т.д.). Часто жертвами становятся тихие, спокойные дети, которые не могут за себя постоять и дать отпор обидчику. Такой тип конфликтов часто сопровождается физическим насилием и не имеет простого решения. Необходимо научить ребенка постоять за себя – сформировать у него уверенность в себе, познать свои сильные и слабые стороны, уметь ими пользоваться,  развить коммуникативные навыки и чувство юмора, помочь ребенку развиться физически, освоить навыки самообороны.

Конфликт, как правило, исчезает, если обидчик получает достойный отпор. Беседы с агрессором и его наказание часто имеют обратный эффект. Решению конфликта в данной ситуации  поможет создание благоприятной и комфортной  образовательной среды, развитие у подростков коммуникативных навыков, понимания чувств другого человека, умения себя поставить на место другого, сопереживания и эмпатии. Конфликт также может возникать в случае конкуренции, борьбы за статус в группе, власть. Обычно такие конфликты возникают с целью (осознанной или неосознаваемой) привлечения внимание противоположного пола; получения расположения учителей или руководителей кружков и секций; одержания победы в борьбе за статус в группе, получение определенной власти. В таких ситуациях обычно не стоит вмешиваться взрослым, потому что подросткам лучше самим решить проблему между собой. Нужно предоставить возможность подросткам самим учиться договариваться и решать свои проблемы. Подросток научается разрешать сложные ситуации, перенимая опыт ровесников и взрослых (родителей, учителей и т.д.), анализируя с друзьями и значимыми взрослыми (родителями, педагогом-психологом, социальным педагогом, классным руководителем и др.) создавшуюся ситуацию для того, чтобы лучше ее понять и увидеть возможные выходы из нее, пробуя различные способы поведения с целью найти оптимальный. Наряду со школой важная роль принадлежит родителям, которые могут объяснить подростку социально приемлемые способы решения конфликта, показать практическую пользу компромисса и сотрудничества. Для этого родители могут использовать примеры из собственного опыта, автобиографические сведения из жизни известных людей, жизни героев художественных и документальных фильмов.

Конфликты также могут возникать, когда подросток сознательно противопоставляет себя сверстникам.  Такие конфликты происходят из-за  принадлежности подростка  к какой-либо субкультуре (готы, эмо, панки, роллеры и др.);  демонстрации нетрадиционной сексуальной ориентации; значительных расхождений интересов; выраженной религиозности. При демонстрации подростком своих взглядов, убеждений и характера взрослым нужно научить его высказывать свою точку зрения без враждебности и с уважением к другим людям - членам группы, взрослым, оппонентам. В подростковом возрасте снижается продуктивность умственной деятельности из-за того, что происходит смена типа мышления: конкретное мышление сменяется логическим. Как правило, умственная деятельность подростков направлена в ту сферу, которая больше всего интересна им в данный момент. Учебная деятельность и школа постепенно отходят на второй план, ведущей деятельностью становится коммуникативная, интимно-личностное общение со сверстниками .Влюбленность и общение с противоположным полом может стать одной из причин конфликтов. Общение с противоположным полом значительно осложняют физические и психические изменения. Влюбленность часто становится причиной сильных переживаний. В этот период надо поддерживать подростка, который ощущает влюбленность, быть внимательным к нему. В своих высказываниях проявлять тактичность и уважение к его переживаниям. Взрослым надо научить детей конструктивному общению с противоположным полом. Одной из причин, усугубляющих конфликт, является отношение родителей к подросткам, как к маленьким детям, недооценка родителями силы и значимости чувств, испытываемых подростками. В этом случае к работе с родителями подключается педагог-психолог. Работа педагога-психолога с родителями может осуществляться в разных формах, таких как тренинг повышения психологической компетентности родителей, родительский лекторий, организация работы родительского клуба, в котором родители могут, как проконсультироваться с педагогом-психологом по проблемным ситуациям, снять имеющееся эмоциональное напряжение, так и перенять позитивный опыт родителей других подростков, использование игр, дающих возможность родителям ощутить себя в роли своего ребенка и т.д.

Конфликты у подростков часто возникают не только со сверстниками, но и с педагогами. С.В. Кривцова в своей книге «Учитель и проблемы дисциплины» описывает теорию поведение подростков, основанную на трёх основных законах: 1-й закон: ученики выбирают определённое поведение в определённых обстоятельствах. 2-й закон: любое поведение учеников подчинено общей цели — чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни. 3-й закон: нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведёт себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырёх целей: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи .В образовательных организациях необходима систематическая и грамотно выстроенная работа по профилактике конфликтов. Профилактика конфликтов, во-первых, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы на учебную и профессиональную деятельность. Во-вторых, своевременные профилактические меры положительно влияют на психологическое здоровье обучающихся и педагогов, т.к. неразрешенные конфликты оказывают отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих, способствуют возникновению стресса, эмоционального выгорания и психосоматических заболеваний. В-третьих, именно в школе у подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни любого человека. Создание в общеобразовательной школе системы работа по профилактике конфликтов позволит повысить качество воспитательного процесса. На конкретных примерах школьник обучается способам конструктивного разрешения проблем, неизбежно возникающих при общении с окружающими. Бесценен будет приобретенный ими личный опыт неконфликтного разрешения трудных ситуаций и в дальнейшей, уже взрослой жизни .

Категория: Новости | Просмотров: 68 | Добавил: Администрация_поселения | Рейтинг: 0.0/0